В 2019 году начинает действовать федеральный закон № 219-ФЗ. Комплексный характер закона нацелен на улучшение регулирования в сфере охраны окружающей среды и внедрение доступных технологий.
Федеральный закон затронет все сферы регулирования воздействия на окружающую среду. Это области экологического разрешения, экологической экспертизы, нормирования, платы за негативное воздействие, экологического госнадзора.
Одна из главный целей — внедрение предприятиями наилучших доступных технологий (НДТ), основанных на справочниках НДТ в различных областях. Сегодня издан 51 такой справочник. На их основе предприятия подготовят программы экологической эффективности и определят мероприятия по модернизации деятельности.
Программы рассмотрит и утвердит межведомственная комиссия при Минпромторге РФ.
Первая группа из 300 предприятий получат экологические разрешения в период 2019-2022 гг. Это нефте-, газо- и угледобывающие предприятия, заводы цветной и черной металлургии, химпредприятия, очистные сооружения, электростанции, нефтеперерабатывающие предприятия.
Остальные предприятия I категории получат экологические разрешения (КЭР) до 2025 года. После получения КЭР предприятия обязаны внедрить системы автоконтроля сбросов и выбросов загрязняющих веществ.
Экологическая документация в 2019 году в зависимости от категории объекта негативного воздействия.
Наименование | Категория объекта | |||
I | II | III | IV | |
Комплексное экологическое разрешение (КЭР) | + | — | — | — |
Оборудование автоматическими средствами измерения и учета объемов или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентраций загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) | + | — | — | — |
План мероприятий по охране окружающей среды, и программа повышения экологической эффективности (в случае невозможности соблюдения нормативов) | — | + | + | — |
Расчет нормативов допустимых выбросов, допустимых сбросов (для веществ 1 и 2 классов опасности) | + | + | + | — |
Инвентаризация выбросов в атмосферный воздух | + | + | + | + |
Инвентаризация сбросов | + | + | + | — |
Декларация о воздействии на окружающую среду | — | + | — | — |
Расчет платы за негативное воздействие | + | + | + | — |
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение | + | + | — | — |
Отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух | — | — | + | — |
Отчет об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов | — | — | + | — |
Производственный экологический контроль (ПЭК) | + | + | + | — |
Отнесение отходов к конкретному классу опасности (паспортизация) | + | + | + | + |
Ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных отходов (журнал движения отходов) | + | + | + | + |